
Я уже рассказывал, почему каждый украинец не сможет выбрать себе семейного врача, а нынешние изменения не способны искоренить коррупцию в медицине. На этот раз опровергаю очередной миф о том, что проведение «медреформы» якобы увеличит бюджет системы охраны здоровья.
Согласно ст. 4 закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» №2168-19, государство оплачивает из государственного бюджета в рамках программы медицинских гарантий оказания медицинской помощи по выделенным направлениям (первичная, вторичная, экстренная и др.). А согласно ст. 5 этого же закона, объем и перечень оплачиваемых услуг зависит от наличия средств в бюджете на конкретный год и может ежегодно меняться.
Получается, что бесплатной для людей будет только та медицинская помощь и в том объеме, на оплату которой хватит денег в бюджете текущего года. Все остальное оплачивать будут сами пациенты (хотя это напрямую не указано в законе и им не регламентируется).
Так, в Законе говорится, что на эти цели необходимо тратить не менее 5% ВВП, так же, как и другая норма по данному закону: «6. Сужение программы медицинских гарантий НЕ допускается, кроме случаев, установленных законом».
Эти нормы популистские, декларативные и невыполнимые, ведь они нарушают и положения бюджетного кодекса (который по статусу выше данного закона), и ст. 95 Конституции, в которой говорится, что: «Исключительно законом о государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов. Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины».
Это означает, что бюджет, и программу медицинских гарантий как его часть, формирует и подает Кабинет министров, а размер ее финансирования зависит от доходной части бюджета. И если денег не хватает на финансирование на уровне 5% ВВП, то Кабмин определяет и финансирование, и объем государственных медицинских гарантий исходя из имеющихся финансовых ресурсов. А их на охрану здоровья в бюджете хронически не хватает.
Валерий Дубиль, "Апостроф"